morseg (morseg) wrote,
morseg
morseg

Categories:

Воспитание и образование детей в Древней Греции


  • iov75

  •  в своем посте "В ГосДуре озаботились ... А мы, ответим?"  призвал: "Блоггеры! Давайте займемся образованием будущих поколений детей России! Если не мы, то кто же!!?? Большинством людей современное катастрофическое состояние образования воспринимается, как следствие естественных причин. Но не будем искать причины. Конечный результат, который мы хотели бы получить, определяется целью. А цели могут быть разными, их надо определить. Для иллюстрации обратимся к истокам, Насколько разные системы образования и воспитания существовали в Древней Греции в зависимости от их цели, определяемой обществом.

Воспитание детей в Древних Афинах
Ребенок до семи лет – как мальчик, так и девочка – находился под присмотром матери или няньки. Жили они вместе с матерью в женской половине дома – гинекее. Дети до семи лет ходили преимущественно голыми, это объяснялось греческой неприхотливостью в одежде и практичностью. В два-три года мальчики переходили из рук кормилиц под присмотр педагогов, специальных рабов, которые по тем или иным причинам не могли заниматься хозяйством, он должен был постоянно присматривать за ребенком, а в последствие водить его в школу.
Греки хорошо понимали, как важно, хотя и нелегко в воспитании детей сохранять меру, не прибегая к слишком суровым методам, но и не допуская, чтобы ребенок рос избалованным и изнеженным. «Изнеженность делает характер детей тяжелым, вспыльчивым и очень впечатлительным к мелочам; наоборот, чрезмерно грубое порабощение детей делает их приниженными, неблагородными, ненавидящими людей, так что, в конце концов, они становятся непригодными для совместной жизни». Здесь Платон говорит о соблюдении меры в воспитании детей, везде должна быть найдена золотая середина, в особенности в воспитании.
Ребенок рос и мало-помалу его кругозор становился все шире, а мир его представлений богаче. Это происходило благодаря сказкам, игрушкам, совместным играм и общению со сверстниками.
Дети постарше, сами лепили для себя игрушки из глины или воска, они строили песочные дворцы, скакали на палочках, запрягали в коляски или маленькие повозки собак или коз, играли в жмурки. Маленьким эллинам были известны качели, обручи и даже воздушные змеи. Но больше всего дети любили подвижные игры. В них они подобно современным дошкольникам подражали молодым эллинам. Они устраивали состязания по бегу, прыжкам, но больше всего любили игру в мяч.  Эти и подобные игры готовили детей к суровой юношеской жизни, которая начиналась с исполнения семи лет, когда заканчивалось детство, и мальчики переходили под опеку отца (жили в мужской половине дома и подчинялись отцу) и шли в школу. Девочки же оставались в гинекее, под присмотром матери и няньки-рабыни.
Платон советовал взрослым следить за детскими играми: дети должны строго выполнять правила игры, не вносить в них каких-либо новшеств; иначе, приучившись к этому в игре, они захотят внести изменения и в законы государства, а этого допустить нельзя. Платон считал в то же время, что все науки надо преподавать детям не насильно, играючи, ибо свободный человек никакой науке не должен учиться рабски.
С семи до тринадцати-четырнадцати лет мальчики учились в школе грамматиста и кифариста. В школе грамматиста учителя обучали детей чтению, письму, счету. Счету учили при помощи пальцев, использовали также и камешки, и специальную счетную доску, напоминающую счеты (абак). Писали дети на вощеных досках тонкими палочками (стило). Позже начинали писать на папирусе чернилами с помощью тростниковой палочки. Шалунов и лентяев учитель наказывал. Для этого у него были розги и палка.
В школе кифариста мальчики получали литературное образование, здесь специально занимались их эстетическим воспитанием — учили петь, декламировать, играть на музыкальных инструментах. Читали вначале старых писателей Гомера и Эзопа с его мудрыми баснями, затем изучали поэмы Гесиода, стихотворения законодателя Солона, сочинения Феогнида. Учитель кифарист прививал мальчикам навыки игре на лире или кифаре. Под звуки этих инструментов они пели песни и гимны – соло или хором. Музыка сопровождала греков в течение всей жизни. Под музыку тренировались спортсмены, шли в бой гоплиты. Музыка звучала на праздниках и в театре. Преподаватели также обучали мальчиков верховой езде, стрелять из лука, метать копья, кидать камни из пращи.
В тринадцать-четырнадцать лет подростки переходили в палестру, где занимались физическими упражнениями, овладевали пятиборьем (бег, борьба, метание копья и диска, плавание). Наиболее уважаемые граждане вели с учениками беседы на политические и нравственные темы. Для наилучшего результата  в обучении применялся принцип состязательности – агонистика, благородное и честное соревнование. Этот принцип пришел в школу из Олимпийских игр.
В Афинах обучение не было строго обязательным, но, тем не менее, считалось долгом родителей по отношению к своим детям. Платон по этому вопросу отмечает, что дети, которым не дали образования, полностью свободны от каких-либо обязательств перед родителями. А эти обязанности были очень строгими.
Дети в древней Греции полностью находились под властью отца. Главная обязанность детей (в основном, сыновей) в Древней Греции состояла в том, чтобы почитать и повиноваться своим родителям. Сын обязан был заботиться о содержании родителей, если они в том нуждаются. Закон повелевает содержать родителей, родителями же считаются отец, мать, дед, бабка, прадед и прабабка. Кроме того, сын обязан был воздавать своим умершим родителям почести, предписанные законами религии. Преступлением считалось уничтожение сыном могилы родителей или лишение их тех погребальных почестей, которых они требовали. Сын, не исполнявший этих обязанностей по отношению к своим родителям, мог быть предан правосудию. Выбор наказания предоставляли решению суда, который иногда выносил смертный приговор.
Итак, все обучение длится ровно десять лет и заканчивается к шестнадцати годам. Платон отмечает, что «не допустимо, чтобы отец или сам ребёнок увеличивали или сокращали это время учёбы, установленное законом». Однако за учебу в школах надо было платить. Хотя в Афинах эта плата была небольшой, сыновья бедняков ходили в школу недолго. Ведь они рано начинали сами работать. Дольше учились дети богатых родителей, поэтому они становились более образованными людьми.
Богатые родители отдавали своих детей в возрасте шестнадцати лет в гимнасии, где они продолжали совершенствоваться в искусстве пятиборья, также изучали философию, литературу. Большое внимание уделялось поэзии и музыке. Задачей учеников было не только овладение некоторым количеством текстов и умение их произносить в соответствующих ситуациях (на религиозных празднествах, на пирах и т. д.) Подросток должен был извлечь из этого чтения и более глубокую пользу: поэзия была призвана служить воспитанию эстетическому. Той же цели служила и музыка.
В восемнадцать лет, юноши переходили в эфебию, где в течение двух лет продолжалась их военно-физическая подготовка. Зачисление в эфебию совпадало с гражданским совершеннолетием. Зачисление в эфебию было связанно с принесением присяги на верность службы государству. Принесение присяги превращало молодого человека в граждански правоспособное лицо, давая ему право наследования, право опеки (между прочим, над матерью), право распоряжения имуществом, все, кроме участия в политической жизни. Эфебы давали присягу, что не опозорят доверенного им оружия, не бросят своих товарищей в беде и будут защищать домашние алтари, границы державы.  Через год в торжественной обстановке в театре эфебам вручали щит и меч как настоящим воинам. Второй год подготовки они проводили на границах полиса, дежуря на сторожевых постах. По истечении двух лет юноши становились полноправными гражданами.
Эфебы выполняли физические упражнения под руководством тренера – педотриба, а непосредственно военной подготовкой занимался инструктор – дидаскал. Эфебов учили фехтованию, стрельбе из лука, метанию дротика, верховой езде, обращению с катапультой (устройством для метания стрел, копий и камней). Программа занятий предусматривала так же дальнейшее обучение поэзии и музыке, так как одной из обязанностей эфебов было активное участие в государственных торжествах. Обучение в эфебии в разные времена длилось от двух до четырех лет.
Но и на этих ступенях обучение могло не закончиться. Юноши, у которых «преобладала разумная часть души», могли продолжить свое обучение у философов до 30 лет, изучая философию, геометрию, арифметику, астрономию, теорию музыки, развивая отвлеченное мышление. Философами греки называли людей, которые стремились понять и объяснить, как устроен мир - природа, человек, человеческое общество. Они размышляли, задавали себе вопросы, наблюдали. Поэтому первые философы были и первыми учеными - они занимались астрономией, математикой, медициной, географией и другими науками. Выделившиеся самые сильные в интеллектуальном отношении ученики философов часто привлекались к государственной деятельности.
Девочки в Афинах оставались в гинекее, их учили женским ремеслам: прядению и ткачеству. Хоть девочки и не посещали школу, но их учили читать и писать, ведь будущая жена гражданина должна быть образованной. Программа обучения девочек включала в себя пение и танцы, это было необходимо для участия в религиозных и общественных празднествах. Так же девушки изучали литературу, но от разговоров на литературные темы в кругу мужчин они были отстранены. В мужском обществе могли блистать остроумием и начитанностью только гетеры (куртизанки), а женщины из свободорожденных – никогда. Девочки оставались дома, пока их не выдавали замуж. Происходило это примерно в 15-16 лет. У богатых родителей девочки жили вольготнее и веселее. В бедных домах было не до музыки и танцев. Как и мальчики, девочки рано начинали работать, помогая родителям. Достигнув зрелости, девочки уже могли выходить замуж. Собрав детские игрушки, девочки относили их в храм Артемиды, что свидетельствовало о том, что детство закончилось, и они стали взрослыми.
Рассмотрев философско-педагогические взгляды греков, мы можем сказать, что их идея воспитания заключалась в том, что оно должно быть целостным, то есть полным, состоящим из всех необходимых составных частей, в согласии с эллинским классическим принципом «всего в меру, ничего чересчур». Сегодня эти части воспитания можно было бы обозначить как интеллектуальное воспитание, художественное воспитание, спортивное и военное воспитание. Все эти части в Греции образовывали одно неразрывное гармоничное целое.
В этом-то и заключается педагогическая заслуга древнегреческой философии, она первая дала представление о целостном, гармоничном воспитании, которое действовало до самого конца эпохи Эллинизма, но с приходом христианства было забыто более чем на тысячелетие.
Воспитание детей в Древней Спарте
В Спарте дело обстояло иначе: с семи лет мальчик переходил под опеку государства, то есть его просто забирали из семьи. Целью воспитания было вырастить из детей сильных, послушных и бесстрашных мужчин. Их помешали в специальные учреждения – агелы, где они находились до восемнадцати лет. Основной упор делался на физическое развитие, о всестороннем и гармоничном развитии не было и речи, считалось, что если человек физически развит, то все остальное само приложится.
Чтобы выявить самых ловких и смелых, взрослые специально ссорили учеников между собой, вызывая драки. Еду подростки должны были воровать, но если они попадались на этом, то их пороли. Наказывали их не за то, что они воровали, а за то, что оказались слишком неуклюжими и попались. С годами их воспитание становилось все суровее, их стригли наголо, заставляли ходить босыми и не принимать теплых ванн, а спать на жестких постелях из тростника.
Воспитанием в агеллах руководили педономы, люди, специально выделенные государством. Ученики делились на две группы: младшие или мальчики от семи до четырнадцати лет, и эфебы от четырнадцати до восемнадцати-двадцати лет
На первом этапе давалась элементарная интеллектуальная подготовка спартанцев ограничивалась умением читать и писать, знанием нескольких военных и религиозных песен, а так же некоторыми сведениями о традициях Спарты, об ее истории, религии и обрядах. Также большое внимание уделялось развитию у детей «лаконичной речи». Наибольшее внимание они уделяли военно-физической подготовке детей, учили их бегать, прыгать, бороться, метать диск и копье, приучали беспрекословно подчиняться старшим, презирать рабов и их главное занятие — физический труд, быть беспощадными к рабам. Закалка была суровой: в детях воспитывались упорство и выносливость, умения переносить любые тяготы и лишения, голод, стужу, боль, воспитывалась готовность к походам, спортивным тренировкам, владению оружием. В конце этого этапа подростков ждало испытание, в котором проверялась выдержка, готовность к дальнейшим испытаниям. Подростка сильно секли перед алтарем Артемиды, он не должен был издать ни звука. Еще одним испытанием подростков были крипии - набеги на поселения рабов – илотов, с целью истребления наиболее строптивых рабов. Здесь проверялось умение четко и безжалостно следовать приказам.
Воспитание было делом всей спартанской общины; часто военачальники, государственные деятели посещали агеллы, вели с детьми беседы на моральные и политические темы, присутствовали при состязаниях, вразумляли и наказывали провинившихся.
Второй этап от четырнадцати до восемнадцати-двадцати лет проходил в эфебии. Здесь уже готовили настоящих воинов. Юношей учили владеть всеми видами оружия, правилами ведения войны и т. д. Перед концом обучения юноши проходили последние испытание, оно называлось криптия: целый год молодой человек должен был скитаться по горам и долинам, скрываясь так чтобы его нельзя было найти, сам себе добывая пищу и спя прямо на земле. Отбыв крипию юноша становился иреном, он становился мужчиной, теперь он мог принимать участие в принятых в Спарте совместных трапезах мужчин – фидитиях. Его зачисляли в войско, в котором он обязан был служить до тридцати лет, только после этого молодой спартанец мог считаться полноправным гражданином
Девочки в Спарте воспитывались дома, но и в их воспитании на первом месте было физическое развитие, военная подготовка, приучение их управлять рабами. Их готовили в матери будущих граждан-воинов. Девочки занимались гимнастикой наравне с мальчиками, упражнялись в беге, метании диска и борьбе. Но, так же как и в Афинах, поскольку они должны были принимать участие в религиозных обрядах, их учили священным песням и танцам. Когда мужчины уходили на войну, женщины сами охраняли свой город и держали в повиновении рабов.

    А какие цели образования и воспитания следует поставить в нашей стране? Кем должны стать наши дети в итоге: гармонично развитыми личностями или узкими специалистами, ищущими пытливыми исследователями или послушными исполнительными работниками, и т.д.?

    Tags: История учит, Образование
    Subscribe

    promo morseg january 28, 2016 16:05 6
    Buy for 10 tokens
    Украинские ученые уже давно открыли, что первый человек на Земле – Адам – был укром. По этому поводу даже президент Порошенко заявил: «Я рад, что все остальные народы на Земле произошли от украинцев путем эволюции!» Также давно известно миру, что древние укры создали Черное…
    • Post a new comment

      Error

      default userpic

      Your reply will be screened

      Your IP address will be recorded 

      When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
      You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
    • 3 comments